Рэкамендацыя па захаванні здароўя педагогаў і парады па папярэджанні прафесійнага выгарання - НОВОЗЕЛЕНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД-СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Рэкамендацыя па захаванні здароўя педагогаў і парады па папярэджанні прафесійнага выгарання

Рекомендации по сохранению здоровья педагогов и советы по предупреждению профессионального «выгорания»

Наиболее распространенные заболевания педагогов
Профессию педагога смело можно отнести к группе риска по серьезности протекающих заболеваний и частоте нарушений здоровья. Согласно статистическим данным наиболее распространенными заболеваниями этой группы людей являются:
• желудочно-кишечные;
• сердечно-сосудистые;
• заболевания крови;
• болезни опорно-двигательного аппарата;
• различные нарушения функции щитовидной железы;
• нарушения зрения.
К сожалению, сложилось так, что педагоги, которые учат нас тому, что нужно обязательно вести правильный образ жизни, сами даже не соблюдают простейший режим. А в сочетании с неправильным питанием и постоянными перегрузками, как результат мы получает довольно внушительный букет заболеваний.
Одной из наиболее серьезных проблем педагогов является остеохондроз. Корни этой проблемы лежат в нарушении упругости межпозвоночных хрящей, которая является прямым следствием неправильного образа жизни. Заболевания крови – следствие нервных срывов и стрессов. Изменение состава крови происходит из-за поступления большого количества адреналина.
Еще две причины, разрушающие здоровье педагогов, их можно разделить на две группы – мировоззренческая и психическая. К мировоззренческим проблемам можно отнести следующие: неумение найти место в жизни и жить без критики, наличие слишком высоких притязаний, неумение воспринимать свой статус. Среди психологически причин нарушения здоровья лидируют неумение противостоять стрессам и управлять своими эмоциями и превышение психических возможностей.
Советы по сохранению здоровья педагога
Конечно, советы, которые мы дадим – не новы, но именно соблюдая предлагаемые простые правила, вы сможете сохранить свое здоровье. В первую очередь нужно подобрать комплекс упражнений для позвоночника и для осанки. Это можно сделать совместно с тренером или же самостоятельно.
Обязательно следите за своим физическим здоровьем – соблюдайте режим питания и следите, чтобы рацион был разнообразным и обеспечивал все потребности организма. Очень важным является и полноценный сон – для того, чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать.
Очень важным компонентом здоровья педагога является соблюдение психоэмоционального равновесия. Его компонентами являются – оптимизм, позитивное мышление, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к себе.
Согласитесь, выполнять все эти рекомендации очень просто. При этом результат вы заметите практически сразу. И всегда помните о том, что здоровье педагога – ваше здоровье – это величайшая ценность!

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как можно учесть и нивелировать влияние стрессогенных факторов, специфических для педагогической деятельности?
Профессиональная деятельность педагога являет¬ся одним из наиболее напряженных (в психологи¬ческом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее интегральной ха¬рактеристике, как стрессоустойчивость. Более того, изучение стрессоустойчивости в этом виде деятель¬ности приобретает в настоящее время особую значи¬мость в связи с ее всевозрастающим стрессогенным характером, обусловленным ломкой социальных сте¬реотипов, социальным заказом на воспитание моло¬дого поколения с учетом новых стратегий развития об¬щества, возрастающей конкуренции, усиливающимся расслоением общества и т. д. Важно учитывать в пол¬ной мере это обстоятельство, поскольку именно учи¬тель в первую очередь отвечает за организацию ком¬фортной образовательной среды, делает на практике эту среду благоприятной для обучения школьников. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связан¬ным с их профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Стрессогенные факторы можно условно объеди¬нить в несколько групп. Стрессогенные факторы, за¬висящие от условий труда:
 перегрузки работой в целом;
 различные финансовые затруднения;
 загруженность работой и отсутствие свободного времени;
 быстрое переключение на работу по- новому;
 отсутствие стимулов для качественной работы;
 перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.
Практически все факторы данной группы присут¬ствуют в педагогической деятельности. Планирование деятельности, освоение путей оптимизации рабочего времени руководителей и подчиненных, внедрение си¬стемы мотивации и стимулирования профессиональ¬ной деятельности педагога снижают действие стрес¬согенных факторов данной группы.
Стрессогенные факторы, зависящие от личных ка¬честв работника:
 боязнь администрации;
 чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда;
 ошибки в общении с коллегами и администраци¬ей;
 возбудимость как доминирующая черта характе¬ра;
 изолированная позиция в коллективе;
 нехватка знаний по технологии профессиональ¬ной деятельности;
 нехватка времени в следствие плохой самоор¬ганизации.
Страх лишь до определенной степени и в тече¬ние некоторого времени выступает в роли стимула. Выстраивание отношений в коллективе по типу «со¬трудничества» требует определенных временных, ор-ганизационных и эмоциональных затрат со стороны администрации, но вместе с тем это наиболее эффек¬тивный путь предупреждения «боязни администра¬ции». Нехватка знаний по технологиям профессиональ¬ной деятельности легко устранима через обучение. На сегодняшний день педагоги и руководители имеют возможность повышать квалификацию, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме. Рынок обра-зовательных услуг предлагает множество семинаров, тренингов, лекций по отдельным темам. Через обуче¬ние преодолеваются и ошибки в общении с коллегами, и как следствие изолированная позиция в коллективе.
Чувство чрезмерно высокой ответственности и воз¬будимость являются приобретаемыми чертами харак¬тера, в том числе могут рассматриваться и как про¬фессиональные деформации педагога. Осознание этого и освоение приемов саморегуляции способствуют снижению влияния данных стрессогенных факторов.
Стрессогенные факторы, обусловленные управлен¬ческими причинами:
 конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры;
 неадекватная оценка администрацией профес¬сионального труда работников;
 унижение перед коллективом;
 недоверие руководителя к возможностям и спо¬собностям работника;
 оскорбления со стороны администрации отдель¬ных работников;
 проблемы, связанные с аттестацией профессио¬нализма работников;
 слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника.
Многие факторы данной группы преодолеваются при соблюдении принципов гласности и справедливо¬сти в организации профессиональной деятельности пе¬дагога, наличии четких, измеримых критериев оценки результатов труда, повышении уровня управленческой культуры. Кроме того, индивидуальный подход во вза¬имодействии руководителя с педагогами способствует снижению уровня стрессогенности ситуации на рабо¬чем месте.
Стрессогенные факторы, обусловленные межлич¬ностным общением с коллегами
 оскорбления со стороны коллег;
 негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе;
 позиция «отвергаемых» в коллективе;
 наличие группировок в коллективе;
 психофизиологическая несовместимость, безот¬четность неприязнь.
Проведение мероприятий, направленных на спло¬чение коллектива (корпоративное обучение, корпора¬тивные праздники, сохранение традиций в коллективе, тренинги на сплочение коллектива) способствуют эф¬фективному преодолению стресса в ситуациях меж¬личностного общения.
Дополнительные, специфические стрессфакторы ха¬рактеризующие именно педагогическую деятельность:
 конфликтные ситуации педагога с обучающимися;
 подготовка к показательным мероприятиям;
 неудачи в работе;
 плохое поведение учащихся на уроке;
 конфликтные ситуации педагога с родителями;
 безответственное отношение учащихся к учебе;
 плохая подготовка домашнего задания;
 нецензурная брань и лень учащихся;
 некомфортные условия труда;
 смена видов деятельности.
Большинство факторов данной группы относятся к ситуациям взаимодействия педагога с учащимися. Повышения уровня профессионального мастерства, гуманизация отношений – вот возможные пути преодо¬ления стресса в этом случае. Достаточно субъективной является позиция «неудачи в работе». При склонно¬сти педагогов к чрезмерному чувству ответственности за результаты труда, высоких требованиях к себе и дру¬гим, отсутствии четких, относительно стабильных кри¬териев оценки результатов труда, переживание неуда¬чи в работе может стать не только фактором стресса, но и фактором развития эмоционального выгорания. Развитие уверенности в себе, ситуации успеха позво¬ляют предупреждать эмоциональное неблагополучие педагога и как следствие, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности.
По данным опроса, руководители образовательных учреждений в качестве стрессогенных факторов выде¬ляют: перегрузки (93%), конфликтные ситуации (89%), частые проверки вышестоящих организаций (87%), предъявление противоречивых требований (67%), но¬вовведения и частые изменения в образовательных программах (53%), неудовлетворенность социальным статусом (52%).
Стресс – это не напряжение, а перенапряжение ре¬гуляторных систем организма. Это в первую очередь снижение контроля над собой и ситуацией. В стрессо¬вой ситуации важную роль играют навыки волевой пси¬хофизиологической саморегуляции человека, которые позволяют добиваться оптимального состояния для управления резервными возможностями организма.
Можно выделить следующие способы ситуативной саморегуляции:
• Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спо¬койное состояние, самовнушение спокойствия и вы¬держки, необходимо для работы настроения: «Сегодня я совершенно спокоен» и т. д.
• Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, пантоми¬мике, соматике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Контроли¬ровать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае выявле¬ния признаков напряженности необходимо произволь¬но расслабить мышцы, удобно сесть (стать), устано¬вить спокойный ритм дыхания: сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание.
• Дыхательные упражнения успокаивающей на¬правленности (успокаивающее дыхание, глубокое ды¬хание). Можно использовать следующее дыхательное упражнение: сделать глубокий вдох, направляя воз¬душный поток в низ живота, задержать дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустить воздух через рот ровной струей. Повторить упражнение 3–5 раз. Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, созда¬ется уравновешенное состояние.
• Использование образов концентрации и визуа¬лизации -сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, теле¬сных и других ощущениях).
• Счет до 10, прежде чем совершить ответное дей¬ствие.
• Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мыс¬ленно представить агрессивного партнера в комиче¬ской ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке и т. д.), простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
• Отвлечение – постараться как можно ярче пред¬ставить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
Если в стрессовой ситуации не удалось справить¬ся с эмоциями, то для эффективного преодоления отрицательных последствий стресса и стабилизации эмоционального состояния используем приемы эмоци-ональной саморегуляции после действия стрессовых факторов:
• Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
• Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете поможет отвлечься от внутреннего стрессового напряжения, переключить внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
• Произвести общую переоценку значимости ситу¬ации по типу: «не очень-то и хотелось» или суметь из¬влечь что-то положительное даже из неудачи, исполь¬зуя прием «зато».
• Применить способ успокоения по принципу «зелен виноград». Сказать себе: «То, к чему я только что без¬успешно стремился, не так уж хорошо, как казалось».
• Спокойно проанализировать ситуацию, постарать¬ся четко осознать возможные негативные последствия и примириться с самыми худшими из них. Осознав худ¬ший исход и примирившись с ним, спокойно обдумать решение ситуации.
• Возникающее чувство раздражения, агрессии мож¬но снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побок¬сировать подушку, «выпустить пар».
• Разрядить эмоции – выговориться до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
• Чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную фи¬зическую нагрузку (20–30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3–5 й этаж).
• Найти место, где можно вслух проговорить, про¬кричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут.
• Другой способ – «пустой стул». Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чув¬ства. Ему сейчас можно сказать все, что хочется.
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие приемы:
• Экономно расходовать свои эмоционально-энерге¬тические ресурсы. Сила разума способна нейтрализо¬вать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.
• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается – делается к лучшему».
• Воспринимать неудовлетворительные обстоя¬тельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфлик¬ты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сде¬лать выводы и найти выход.
• Если возникла проблема, конфликт, решать их сво¬евременно и обдуманно.
• Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодей¬ствие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагиро¬вать эмоционально.
• Признавать за любым человеком право на свобод¬ное проявление его индивидуальности.
Очевидными являются те общие основания, ко¬торые позволяют сделать педагогический процесс школьного обучения более комфортным и благоприят¬ным. Это: целенаправленное профессиональное вли¬яние каждого участника на формирование комфорт¬ной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного про¬цесса; адресная помощь ребенку в решении актуаль¬ных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т. д.); активное предупреждение возник¬новения острых, деструктивных проблем развития ре¬бенка в процессе обучения; эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой рабо¬ты в условиях стресса.