Дидактические требования к современному уроку - НОВОЗЕЛЕНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД-СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Дидактические требования к современному уроку

  1. Дидактические требования к современному уроку:
  2.         
  3. Урок- это логический законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно- воспитательного процесса. Основные требования к уроку:          
  4. -         четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе  уроков;
  5. -         определение  оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  6. -         прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и  навыков  как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  7. -             выбор наиболее рациональных методов и приемов,  и средств обобщения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  8. -         реализация на уроке всех дидактических принципов;
  9. -         создание условий успешного учения учащихся.
  10.  
  11. Условия организации урока: социально-педагогические и психолого-дидактические.
  12. Социально-педагогическим условиям относятся:
  13. -         наличие квалифицированного, творчески работающего условия с хорошей дидактической и методической подготовкой;
  14. -         наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;
  15. -         наличие учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующим образом оборудованного помещения;
  16. -         наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.
  17. Психолого-дидактическим условиям относятся:
  18. -         высокий уровень обученности учащихся соответствующий данному моменту, этапу обучения;
  19. -         наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и труда, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности под руководством данного преподавателя;
  20. -         соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
  21. Правилами организации урока относятся:
  22. -         определить цель (чего надо достигнуть);
  23. -         подготовить содержание учебного материала, то есть определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь с жизнью, с практикой, с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий; определить системы учебных заданий и самостоятельных работ; установить оборудование урока, а также основные и дополнительные источники информации;
  24. -         определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
  25. -         выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.
  26. -         определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения.
  27. -         все дидактические задачи должны решаться на этом же урока и не переноситься на домашнюю работу.
  28.  
  29.                                  Дидактические основы
  30.                 построения учебного процесса на уроке.
  31.              Эффективность урока зависит от правильного определения каждого из структурных компонентов  и их сочетания.
  1. Мотивационно-целевой компонент.
  2. Выдвижение цели урока учителем, совместное с учащимися       определение задач урока.
  3. Содержательный компонент.
  4. Соответствие целям урока. Научность. Доступность. Логичность и последовательность. Практическая направленность. Воспитывающий потенциал. Развивающие возможности.
  5. Операционно-деятельностный компонент.
  6. 1)    Методы обучения:
  7. По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
  8. По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.
  9.               Методы обучения на уроке должны соответствовать:
  10. -         задачам урока,
  11. -         характеру и содержанию учебного материала,
  12. -         уровню знаний, умений, навыков учащихся,
  13. -          материальному обеспечению урока,
  14. -         личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства,
  15. -         индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся.
  16. -         бюджету времени.
  17. 2)    Методы воспитания:
  18. Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.
  19. 3)    Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные.
  20. Оценочно-результативный компонент: ведение оперативного контроля, корректировка процесса обучения, совместная оценка достигнутых результатов.
  21.                                   
  22. Структура планирования урока.
  23.             I. Тема.
  24. Цель урока: образовательная, воспитательная, развивающая.
  25. Тип урока: комбинированный урок,  урок формирования новых знаний, урок обобщения и  систематизации изученного, урок контроля и коррекции знаний, умений, уроки практического применения знаний, умений. (Схема типов урока , с указанием этапов и список видов нестандартных уроков в приложении № 1, № 2)
  26. Методы обучения ( см. выше). Форма обучения.
  27. ТСО.
  28. II. Актуализация.
  29. а) опорные знания; б) способы формирования интереса, в) формы контроля.
  30.             III. Формирование новых понятий и способов действий.
  31. а) указываются новые понятия; б) указываются приращения в знаниях, в) определяется тип самостоятельной работы;                         г) проблемные и информационные вопросы учителя.
  32.            IV. Применение.
  33. а) какие умения и навыки формируются; б) определяются способы получения обратной связи.
  34.            V. Домашнее задание.
  35.  
  36.                         Основные звенья современного урока.
  37.  1.Организационный  момент  характеризующийся внешней и внутренней  (психологической) готовностью учащихся к уроку.
  38. Проверка домашнего задания.  
  39. Проверка знаний и  умений  учащихся для подготовки к новой теме.
  40. Постановки цели занятия перед учащимися.
  41. Организация восприятия  и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
  42. Первичная проверка понимания.
  43. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении      ( в том числе смена вариантов) по образцу.
  44. Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  45. Домашнее задание к следующему уроку.
  46. Подведение итогов урока.
  47.  
  48.                                  Типы уроков.
  49. Типы уроков.
  50. Изучение нового материала.
  51. 1

     

     

    4

    5

    6

     

     

     

     

    11

    12

  52. Урок формирования умений, навыков.
  53. 1

     

    3

    4

     

     

    7

    8

     

    10

    11

    12

  54. Урок применения знаний, умений, навыков.
  55. 1

     

     

    4

    5

    6

    7

    8

     

     

    11

    12

  56. Урок закрепления  и развития знаний, умений, навыков.
  57. 1

     

     

    4

     

     

    7

    8

     

     

    11

    12

  58. Урок повторения.
  59. 1

    2

     

    4

     

     

    7

    8

     

    10

    11

    12

  60. Повторительно-обобщающий урок.
  61. 1

     

     

    4

     

     

     

     

    9

    10

    11

    12

  62. Урок проверки знаний.
  63. 1

     

     

    4

     

     

     

     

     

    10

    11

    12

  64. Комбинированный урок.
  65. 1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

     

    9

     

    11

    12

  66.  
  67.               Основные звенья, этапы современного урока.
  68.  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней   (психологической) готовностью учащихся к уроку.
  69. 2. Проверка домашнего задания.
  70. 3. Проверка знаний умений для подготовки к новой теме.
  71. 4. Постановка цели занятия перед учащимися.
  72. 5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
  73. 6. Первичная проверка понимания.
  74. 7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
  75. 8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  76. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
  77.       10. Контроль за результатом учебной деятельности, осуществляемой и учителем и учащимися, оценка знаний.
  78.               11. Домашние задания к следующему уроку.
  79.   12. Подведение итогов урока.
  80.                                                                                      
  81.                         Типы нестандартных уроков.
  82.  
  83. Уроки – «погружения».
  84. Уроки- деловые игры.
  85. Уроки- пресс-конференции.
  86. Уроки- соревнования.
  87. Уроки типа КВН.
  88. Театрализованные уроки.
  89. Уроки- консультации.
  90. Компьютерные уроки.
  91. Уроки с групповыми формами работы.
  92. Уроки взаимообучения учащихся.
  93. Уроки творчества.
  94. Уроки- аукционы.
  95. Уроки, которые ведут учащиеся.
  96. Уроки- зачеты.
  97. Уроки- сомнения.
  98. Уроки- творческие отчеты.
  99. Уроки- формулы.
  100. Уроки- конкурсы.
  101. Бинарные уроки.
  102. Уроки- обобщения.
  103. Уроки- фантазии.
  104. Уроки-игры.
  105. Уроки- суды.
  106. Уроки поиска истины.
  107. Уроки- лекции «парадоксы».
  108. Уроки- концерты.
  109. Уроки- диалоги.
  110. Уроки- «Следствие ведут знатоки».
  111. Уроки- ролевые игры.
  112. Уроки- конференции.
  113. Уроки-семинары.
  114. Интегральные уроки.
  115. Уроки- «круговая тренировка».
  116. Межпредметные уроки.
  117. Уроки- экскурсии.

Уроки- игры «Поле чудес»