21.03.2014 адбыўся педагагічны савет “Роля класнага кіраўніка ў фарміраванні ключавых кампетэнцый навучэнцаў”
План падрыхтоўкі да педсавета “Роля класнага кіраўніка ў фарміраванні ключавых кампетэнцый школьнікаў”
Мэта: разгледзець паняцці “ключавыя адукацыйныя кампетэнцыі”, “кампетэнтнасць”, “кампетэнтнасны падыход у адукацыі”; высветліць ролю кампетэнтнаснага падыходу ў адукацыі ў развіцці асобы навучэнца, адаптацыі ў сучасным грамадстве
План правядзення педсавета:
1. Уступнае слова дырэктара. Абгрунтаванне выбару мэты.
2. Паведамленне па тэме “Ключавыя адукацыйныя кампетэнцыі як кампанент асобасна- арыентаванай парадыгмы адукацыі”
Намеснік дырэктара па ВВР Ж.М.Калтовіч
3. Работа творчых груп:
1) ключавыя адукацыйныя кампетэнцыі і агульнавучэбныя ўменні і навыкі – гэта адно і тое ж? ( настаўнікі пачатковых класаў, выхавацелі дашкольнай групы )
2) тыповыя метады фарміравання і развіцця ключавых кампетэнцый, якія выкарыстоўваюцца на ўроках і ў пазаўрочнай дзейнасці ( настаўнікі прадметаў прыродна – матэматычнага цыкла)
3) некампетэнтнасныя метады і формы навучання і выхавання (настаўнікі прадметаў гуманітарнага цыкла)
4. Выступленні з вопыту работы:
1) Інфармацыйныя кампетэнцыі. Метады фарміравання інфармацыйных кампетэнцый ў пазаўрочнай дзейнасці (Марціновіч Т.В, Цімашкевіч Э.В.)
2) Эфектыўныя метады выхаваўчай работы для фарміравання кампетэнцый асобаснага самаўдасканалення ( Дзяркач С.П., Калесніковіч В.П, Бельская Т.Л., Сераокая І.Л.)
3) Сацыяльна – працоўныя кампетэнцыі. Роля класнага кіраўніка ў прафесійным самавызначэнні школьнікаў. (Апацкая В.А, Граблюк А.М.)
ЛІТАРАТУРА:
- Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. № 5 – 2003.
Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста.
В отношении образования сегодня часто используется понятие « компетентность», а система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями». Таким образом, альтернативой традиционной предметно-знаниевой модели обучения и воспитания становится концепция компетентностного подхода.
Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Таким образом, ключевые компетенции становятся своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода.
Внедрение компетентностного подхода можно рассматривать как инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений .
Понятие компетентности является более широким, чем знания или умения - компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации. Знания - основа компетентности, совершенствование образовательного процесса на основе компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных жизненных ситуациях.
Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества даст возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Так на первом этапе внедрения формируются такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
- оценка результатов своей деятельности и т.д.
Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
То такое ключевые компетенции?
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция" и "компетентность":
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) существует трехуровневая иерархия компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Какие бывают ключевые компетенции?
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции
7. Компетенции личностного самосовершенствования
.
Компетенция = знания +опыт
Основой формирования компетенций является опыт учащихся.
Одной классно-урочной деятельности недостаточно для формирования ключевых компетенций . В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Она по возможности должна быть организована как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт при одновременном сведении к минимуму индивидуальных и фронтальных бесед классного руководителя с учащимися, докладов и сообщений на тематических классных часах, пассивного посещения классом объектов и учреждений культуры и тому подобных фронтально- индивидуальных и «некомпетентностных» форм работы.
В нашей школе вопросы реализации компетентностного подхода поднимались неоднократно на совещаниях, педагогических советах. Поэтому у многих педагогов уже существуют результаты, продукты работы по этой теме. Это и разработки уроков, разработки учебных проектов и других внеурочных форм работы по предмету ( в том числе интегрированных), система компетентностных форм и методов работы по предмету на уроке и во внеурочной деятельности, система компетентностно- ориентированных учебных заданий по предмету для работы на уроке и во внеурочной деятельности, система разработок компетентностно- ориентированных форм работы класса. Своими наработками они поделятся в продолжении моего выступления.
Заместитель директора по УВР Ж.М.Колтович
21.03.2014